Настройки отображения

Размер шрифта:
:
Включить изображения пользователей.

Настройки

"Сергей Давыдов: челябинцы должны привыкать к самостоятельности", ИА "Новый Регион", 19 января 2006г.

19.01.06
Сергей Давыдов: челябинцы должны привыкать к самостоятельности

Челябинск, Январь 19 (Новый Регион, Наталья Павлова) – Информационное агентство «Новый Регион» предложило жителям Челябинска с помощью call-центра задать любые вопросы, касающиеся реформы жилищно-коммунального хозяйства. Как выяснилась, тема весьма актуальна: многие горожане о реформе еще и не слышали, другие не понимают сути нововведений, третьи сомневаются в том, что очередные преобразования приведут к улучшению качества обслуживания в сфере ЖКХ. Сегодня на первый блок вопросов, поступивших через call-центр «Нового Региона» отвечает первый вице-мэр Челябинска Сергей Давыдов.

«Н.Р.»: Сергей Викторович, объясните, пожалуйста, саму суть реформы.
Сергей Давыдов: В двух словах: реформа нужна для того, чтобы в ЖКХ начали действовать экономические законы. Мы же строим, по крайней мере, провозглашается, что мы строим в России рыночную экономику, и необходимо, чтобы эти рыночные отношения заработали в сфере ЖКХ. Эта отрасль всегда финансировалось по остаточному принципу, в результате жилье ветшало с каждым годом. Между тем, федеральное законодательство переложило обязанность нести затраты на капитальный ремонт жилья на собственника. А собственниками стали пенсионеры, бюджетники, малоимущие и так далее.

Еще одна задача: реформа должна прекратить популизм вокруг ЖКХ. Например, в рамках минувшей предвыборной кампании эти проблемы не использовал только самый ленивый. Например, показывали одного кандидата в депутаты (я не буду называть его фамилии), умильная сцена: он сидит рядом с бабушкой в квартире, говорит, что вот, у нее там батареи холодные, она ему носочки дарит, а он ей говорит, что мы вас не оставим и так далее, и вообще все это из бюджета должно финансироваться. Но никто не говорит, что по закону из бюджета капитальный ремонт финансироваться не может, муниципалитет может выделять средства только на ту часть жилья, которая является муниципальной собственностью. А у нас все хотят быть собственниками, но чтобы платил за все бюджет.

«Н.Р.»: Зачем нужны управляющие компании и что изменится после того, как они появятся? В чем смысл двухуровневой системы ЖКХ (УК-ЖЭК), не проще ли придать ЖЭКам статус УК?
Сергей Давыдов: Двухуровневая система подразумевает под собой разделение функций заказчика и подрядчика для четкого и определенного разграничения их полномочий, объема прав и обязанностей и уровня ответственности.

В настоящее время, когда Жилищный кодекс позволяет управляющим организациям как непосредственное предоставление жилищно-коммунальных услуг, так и заключение соответствующих договоров с организациями и частными предпринимателями, оказывающими такие услуги населению. Таким образом, Управляющая компания может оказывать услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома сама, а может поручить это делать ЖЭКу либо иному юридическому или физическому лицу.

Раньше за нас эти вопросы решало государство, были люди, которым можно было пожаловаться, сказать, что вот меня обижает ЖЭК, сотрудников ЖЭКА вызывали, наказывали или только пальцем погрозили, ЖЭК начинал что-то делать, а сегодня все меняется. Теперь обязанность выбирать форму управления жилищным фондом ложится на собственника жилья. Жилищная компания – это организация, которая будет управлять жилищным фондом, то есть она собирает деньги, гарантирует населению определенный объем услуг, прописанный в договоре, но сама управляющая компания не выполняет конкретной работы: она нанимает подрядчиков, а подрядчиками являются ЖЭКИ или любые другие компании, способные обслуживать жилье. Кстати, согласно Жилищному кодексу, есть три варианта управления: собственники могут взять эти функции на себя и самостоятельно нанимать водопроводчиков, электриков, заключать договор подрядной организацией, которая отремонтирует им крышу и так далее… Можно создать товарищество собственников жилья, выбрать председателя, на собрании определять, сколько денег собирать, на какие цели, кого нанимать, как нанимать. А можно выбрать третий способ: нанять управляющую компанию, которая будет заниматься решением этих проблем.

В принципе, управляющие компании должны быть частными структурами. Мы идем к тому, чтобы в следующем году у нас муниципальных УК не было. На сегодняший день в городе зарегистрировано всего 11 управляющих компаний, из них пять муниципальных. Но начинают приходить документы, что люди проголосовали в каком-то доме и выбрали себе управляющую организацию, которая не входит в список агентств, возникают новые. Наши так называемые оппоненты, которые пытаются нас в чем-то уличать, обвиняют нас в том, что мы лишили жителей права на самоопределение, даже жалобы в Генпрокуратуру писали: вот якобы муниципалитет, не спрашивая мнения жителей, взял и определил две управляющие компании. Ничего подобного. Пока абсолютное большинство жилфонда находится в реестре муниципальной собственности. Мы определили управляющие компании, которым доверили управлять своим жилым фондом. Отбирали по принципу опыта работы, профессионализма, наличия специалистов, прежних отзывов от населения. Но эти управляющие компании выбраны лишь на переходный период. Жителей права выбрать по своему усмотрению управляющие компании никто не лишал. Пожалуйста, проводите в своем доме собрание, если соберете более 50% голосов собственников, проголосуете за какую-то управляющую компанию, то она будет управлять вашим домом. Основными критериями выбора Управляющей компании могут стать:

– опыт работы в сфере эксплуатации и ремонта жилищного фонда;

– квалификация персонала: руководителя, главного инженера, бухгалтера специалистов и служащих;

– отзывы о предыдущей работе (качество и сроки выполнения работ);

– предлагаемые методы и формы организации работы;

– заявленная стоимость услуг управления и обслуживания;

– стабильность финансового положения Управляющей компании за предыдущий период работы, наличие документов, обеспечивающих гарантийное возмещение возможного ущерба.

«Н.Р.»: Где можно получить информацию о действующих Управляющих компаниях?
Сергей Давыдов:
В управлениях жилищно-коммунального хозяйства, в своих ЖЭКах. ЖЭКи-то все знают и обязаны объяснятъ, где какие Управляющие компании. Если интересует какая-то конкретная организация – например, много вопросов поступило по поводу учредителей УК «Созвездие», то эту информацию можно получить в Управлении Федеральной налоговой службы России по Челябинской области (проспект Ленина, 74), в установленном порядке обратившись к ним за выпиской из реестра юридических лиц. Аналогично можно получить сведения об учредителях иных юридических лиц, предлагающих свои услуги в сфере управления многоквартирными домами.

Кстати, в декабре Челябинская городская Дума приняла ряд документов, которые помогут людям с выбором управляющей компании, и утвердила примерный образец договора между жителями и управляющей компанией. Причем для всех трех способов управления жилфондом, о которых я говорил. В примерном договоре расписано, какие условия должны соблюдаться при составлении договора. Не исключена возможность, что найдутся такие убедительные люди, которые на словах хоть кого заставят поверить, что они способны кардинально изменить жилищные условия, а на самом деле окажутся аферистами, которые соберут деньги, ничего делать не будут и через какое-то время исчезнут. Поэтому мы хотели бы, чтобы управляющие компании, которые на этот рынок приходят, страховали свой бизнес, чтобы у населения какие-то юридические гарантии существовали, что они не испарятся с их деньгами. И еще у этих компаний должен быть уставной капитал – минимум месячное начисление квартплаты с управляющего жилфонда. Это, как правило, несколько миллионов рублей. А население должно анализировать: если УК заявляет, что ее уставной капитал составляет 10 тысяч рублей, а собственность – стол и несколько авторучек, значит, предлагают сомнительное удовольствие.

«Н.Р.»: К какому сроку челябинцы должны определиться с выбором УК, и что произойдет, если выбор сделан не будет?
Сергей Давыдов:
Определиться должны до 1 марта 2006 года. Если население, собственники не сделают выбор, то на администрацию города возлагается обязанность организовать проведение конкурса на управление тем жилым фондом, жители которого сами с управляющей компанией не определились. Участие в конкурсе могут принять любые управляющие компании, и публично будет выбрана организация, которая будет управлять данным жилищным фондом.

«Н.Р.»: Что надо делать, если управляющая компания работает неудовлетворительно?
Сергей Давыдов:
Санкции на этот случай должны быть прописаны в договоре. Если же жильцов вообще не удовлетворяет работа УК, необходимо провести собрание, на которое пригласить представители той управляющей компании, действиями которой недовольны, и той организации, к которой они хотят перейти. Обязательно надо запротоколировать, какое количество собственников присутствует, сколько проголосовало за смену. Если большинство выбрали новую управляющую компанию, составляется протокол, определяется человек, который от имени жителей этого дома будет заключать договор с новой компанией, а та организация, от услуг которой решили отказаться, обязана передать все документы новой управляющей компании. Еще раз повторюсь: суть реформы заключается в том, что собственники сами должны решать, каким образом им управлять своим жильем. Челябинцы должны понять, что по новому федеральному закону администрация не может вмешиваться в этот процесс. Мы будем следить, но не сможем сказать, например, что вот это плохая компания, мы ее убираем, и на это место придет другая организация. Люди должны сами выбирать, сами решать, устраивает их уровень предоставляемых услуг, или не устраивает, принимать ответственные решения для себя. К сожалению, десятилетия советской власти воспитали нас так, что кто-то придет и все за нас сделает. На самом деле, если мы сами ничего не сделаем, то никто ничего делать не будет.

«Н.Р.»: Сколько сегодня в городе частных организаций, обслуживающих жилье? Кто осуществляет экспертизу оказания услуг?
Сергей Давыдов:
В Челябинске около 300 предприятий, обслуживающих жилой фонд. Из них только 5 муниципальных, остальные частные. В муниципальной собственности останутся МУП Ремжилзаказчик Металлургического р-на, МУП Ремжилзаказчик Центрального р-на, МУП Дирекция единого заказчика Калининского р-на. Остальные предприятия будут реорганизованы и перейдут в частную собственность.

Экспертизу услуг ЖКХ осуществляет федеральная организация жилищная инспекция, ну и конечно, само население.

«Н.Р.»: Какие средства будут вложены в реформирование ЖКХ? Планируется ли федеральное инвестирование и инвестирование частных структур в коммунальной сфере для выполнения необходимых работ?
Сергей Давыдов:
На текущий год в бюджете Челябинска заложено 156 миллионов рублей на выполнение программы капитального ремонта жилого фонда, более 60 миллионов на подготовку к зиме, 39 миллионов на реконструкцию общежитий, порядка 30 миллионов на модернизацию системы водоснабжения и канализации. Еще около 200 миллионов рублей мы получим из федерального бюджета в качестве компенсации муниципалитету за принятие ведомственного жилого фонда, как правило, ветхого. Эти деньги не компенсируют всех тех затрат, которые понес муниципалитет, чтобы привести в более-менее нормальное состояние эти дома. Я уже говорил, что капитальный ремонт становится обязанностью собственника, для жителей сейчас это самое страшное. Потому что если возникнет необходимость поменять крышу или отреставрировать теплотрассу, то на каждого придется серьезная финансовая нагрузка. Не все ее выдержат. Что же касается частных структур, то они финансируются из бюджета только в случае получения муниципального заказа на проведение каких-либо работ.

«Н.Р.»: Многие стали заложниками эксперимента с батареями в стенах домов. В результате, в квартирах холодно, а батареи в стенах нельзя ни отремонтировать, ни заменит. Планируется ли поэтапный вынос батарей в квартиры?

Сергей Давыдов: Такой программы нет, но есть программа по капитальному ремонту жилого фонда, согласно которой уже проведена реконструкция 74 жилых домов с выносом внутриблочных батарей. График на ближайшие 5 лет выглядит следующим образом:

№ п/п

Обслуж. организация

Кол-во ж.д. с панельным отоплением

Кол-во ж.д., требующих срочного выноса панельного отопления

 


общее число ж.д.

из них кол-во 5-ти этажных

из них кол-во 9-ти этажных

 


 


1

МУП «Ремжилзаказчик»

225

92

91

1

 


2

ОАО «ПЖРЭО Курчатовского района

315

15

15

 


3

МУП «ДЕЗ Калиниского района»

148

35

21

14

 


4

ОАО «МЖКО»

22

22

8

14

 


5

ОАО «Жилкомсервис»

149

37

18

19

 


6

МУП «МЖКО Станкострой»

55

10

10

 


7

МУП «МЖКО Трубопрокатчик»

40

14

14

 


8

ОАО «УКХ Доверие»

83

45

26

19

 


9

МУП «Ремжилзаказчик» Металлургического района

45

33

32

1

 


10

ЗАО ЭСК «Южуралстройсервис»

27

8

8

 


 


Итого:

1109

311


 

«Н.Р.»: Планируется ли установка счетчиков для учета воды и тепла в квартирах и за счет кого это будет сделано?
Сергей Давыдов:
В существующем тарифе на эксплуатацию жилого фонда нет такой строки, кроме того, согласно новому жилищному кодексу, все расходы на содержание и ремонт жилья несет собственник жилья. Кроме того, если счетчики на воду можно установить без большого количества согласований, то счетчик на тепло часто можно поставить только после судебных разбирательств с Челябинской генерирующей компанией.

«Н.Р.»: Челябинцы спрашивают, почему нельзя отложить реформу на несколько месяцев – до лета, когда из квитанций исчезнет графа об оплате за отопление. Предлагают ввести мораторий на повышение оплаты за коммунальные услуги.
Сергей Давыдов:
Можно экономику отменить? Если услуга стоит 100 рублей, а вы заплатите 50, то ровно половину и получите.

Конечно, цены можно не повышать, но тогда все наши дома окончательно обветшают. ЖКХ – это очень тонкая сфера, на грани социального взрыва. Население хочет платить как можно меньше, и можно идти на поводу у людей, не вступая с ними в конфликтные отношения. Так было в Ульяновской области: они там до смены губернатора платили, по-моему, 22 копейки за квадратный метр жилья, а у нас тогда уже было где-то 4-5 рублей. Здорово это было, наверное, но к чему привело? К коммунальному краху, потому что если сегодня мы полным рублем не оплачиваем текущее содержание, то дома ветшают, если мы крыши не ремонтируем, то они проваливаются, вода течет, трубы лопаются, конструкции ломаются. В результате дом просто начнет разваливаться, и жильцам придется ежемесячно платить по несколько тысяч, чтобы его хоть как-то поддерживать. Либо покупать новое жилье, а это в сотни раз больше, чем текущие затраты.

«Н.Р.»: Мэрию обвиняют в том, что она заставила депутатов городской Думы повысить коммунальные тарифы чуть ли не на 50%.
Сергей Давыдов:
Муниципалитет утверждает только тариф на содержание и текущий ремонт жилья, который в схеме расходов ЖКХ не превышает 30%. Этот тариф подорожал на 24%, из них 12,5% – инфляционная составляющая, подорожание еще на 11,5% связано с ростом цен на материалы и услуги, которые используются при обслуживании жилого фонда. Кстати, по закону мы ежегодно обязаны проводить независимую экспертизу. Так вот, эксперты пришли к выводу, что тарифы, которые сегодня существуют в Челябинске, в два раза ниже нормативно обоснованных. А получилось это потому, что существовал популизм: пусть горожане платят за жилье меньше. Платить надо столько, сколько необходимо для содержания жилья и создания комфортных условий. Кстати, к тарифам на содержание и текущий ремонт жилья, утвержденным городской Думой, прилагаются документы, из которых следует, какие услуги и в каком количестве население получит по этому тарифу. То есть это минимальный тариф, ниже этого не может быть. Скажем, если там предусмотрена влажная уборка подъезда раз в неделю, то эта уборка должна проводиться раз в неделю. Если люди хотят, чтобы в их доме уборка проводилась три раза в неделю, чтобы в доме сидел вахтер, дворник чистил дорожку круглые сутки, то они должны соответственно платить больше, но это горожане должны определить сами.

Остальные тарифы – на тепло, воду, электричество, канализацию – утверждает Единый тарифный орган, Это областная структура, и мы на нее влиять не можем.

«Н.Р.»: В завершении хотим задать вам еще два вопроса, поступившие от челябинцев через наш call – центр. Приводим их полностью.

«Объясните, пожалуйста, ситуацию с поселками на окраинах города. Я живу в Челябинске, станция Шершни, никогда никто нашим поселком в плане ЖКХ не занимался, застроен он в середине 50-ых. Провода все сгнили, а когда идет мокрый снег с ветром, на крыше дома искрится, и такая проблема не только у меня одной. Вызывали аварийку, она не приехала, т.к. прекрасно знают, что ничего не сделают. Вызвали электрика из ЖЭКа, он сказал, что нам надо купить провода от дома до столба, который находится на противоположной стороне улицы. Скажите, зачем ЖЭКи, если мы должны решать все проблемы сами? То же самое с нашими дорогами, которых нет. В вечернее время на улицу просто страшно выйти, т.к. никогда не горят фонари на столбах, не только у нас, пройдитесь по поселку АМЗ, хотя бы по центральной улице Кузнецова – то же самое. Вообще, когда в планах администрации будет не просто стоять, но и реально осуществляться благоустройство поселков в черте города?»
Сергей Давыдов:
Мэр Михаил Юревич поставил задачу создать программу развития поселков, входящих в черту города. В 2005 году администрация города работала по бюджету, принятому предшественниками, и выделить финансирование на благоустройство поселков не могла. Но начало уже положено – МУП ГорЭкоЦентром убираются несанкционированные свалки, устанавливаются контейнеры по сбору ТБО.

Конкретная программа развития поселковых территорий будет разработана в текущем году. Сложность работы в этих территориях заключается в том, что при передаче сооружений инфраструктуры от крупных предприятий были переведены на баланс города не все сетевые коммуникации. Это произошло из-за того, что на данных предприятиях либо забыли про эти сети, либо они не были учтены. Поэтому появилось много бесхозных коммуникаций, которые никто не обслуживает. Сейчас ведется их учет и прием на баланс города. Что касается электросетей, то главная проблема в том, что в тариф на электроэнергию не включены расходы на капитальный ремонт, а только на текущий.

При этом до сих пор существуют ведомственные коммуникации. На станции Шершни электрические сети находятся на балансе железной дороги.

«Н.Р.»: « Рассматривается ли вопрос об издании единой книжки по уплате коммунальных услуг, электроэнергии и за услуги связи? Согласитесь, что бегать с квитанциями по городу не очень удобно. Население готово платить за услуги в одном месте, а поделить (разнести по счетам организаций, оказавших услуги) поступившие на счета деньги с помощью компьютера не долго»
Сергей Давыдов:
В соответствии с Жилищным Кодексом денежные средства за коммунальные услуги перечисляются управляющим компаниям, за электроэнергию и услуги связи – поставщикам услуг. Начисление сумм по оплате жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии и услуг связи производится на разные квитанции, однако оплату можно произвести в одном месте: в любом почтовом отделении. Поэтому вопрос о единой книжке для оплаты коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи не рассматривается.

Сall – центр на сайте РИА «Новый Регион» продолжает принимать вопросы, связанные с реформой ЖКХ в Челябинске. Наша следующая встреча с первым вице-мэром Сергеем Давыдовым назначена на начало февраля.

© 2006, «Новый Регион – Челябинск»